О выборе экшен-камеры. Основные параметры

Желание зафиксировать моменты из своей жизни всегда было свойственно человеку. Технический прогресс, подаривший нам фотографию, а затем и кинематограф, позволил превратить эту тягу в отдельную отрасль искусства. А развитие технологий привело к удешевлению видеотехники и вытолкнуло ее на бытовой рынок. Снимают все, от мала до велика. В наш цифровой век, когда царит повальная миниатюризация, видеокамеры присутствуют в каждом смартфоне. Социальные сети полны видеоматериала, отснятого видеоблогерами. Даже телевизионные репортажи порой ведутся на бытовую камеру или камеру сотового телефона.

Выбор современной экшен-камеры

Импровизированное видео, подчас, снимается в сложных условиях. Съезд с горного склона, ныряние под воду, съемка в дождь, съемка с дрона предъявляют к оборудованию повышенные требования к защищенности и миниатюризации. Осознавая это, промышленники уже давно выделили в отдельный класс видеокамеры, специально предназначенные для экстремальных условий эксплуатации. Имя им - экшен-камеры (от англ. Action - действие, проявление активности). Первые попытки создать миниатюрную экшен-камеру предпринимались еще 60-х годах прошлого столетия. Но настоящую революцию в этом направлении совершил Ник Вудмэн, основавший в 2002 году компанию Woodman Labs, в 2014-м переименованную в GoPro. Именно она и поныне остается законодателем моды в этой сфере.

Главными качествами экшен-камер, как видно из названия, являются повышенная устойчивость к ударным нагрузкам и тряске, защищенность от водных брызг (или даже полноценная водонепроницаемость) и малые размеры и вес. Как видите, качество отснятого материала, не является приоритетным фактором, однако ему отводится достаточно много внимания и некоторые модели с наиболее качественной картинкой используются даже в кинематографе.

Если Вы собрались обзавестись подобным гаджетом, Вам стоит, хотя бы в общих чертах, ознакомиться с теми параметрами, на которые предстоит обращать внимание при выборе. Давайте разберемся, какие это параметры.

Матрица

Главным компонентом любой записывающей фото- и видеотехники является датчик изображения, представляющий собой матрицу фоточувствительных элементов - пикселов. Обращайте внимание на размер матрицы. Он указывается в дюймах (реже в мм.) и характеризует величину диагонали матрицы. Чем больше этот параметр, тем большим размером будет обладать каждый отдельный пиксель матрицы. Это влечет за собой большее количество света, падающего на него, и, как следствие, большую чувствительность, что положительно влияет на динамический диапазон и цветопередачу матрицы в целом.

Матрица экшен-камеры GoPro

К сожалению, таких размеров, как в классической полнокадровой фотографии (1,5 дюйма) матрицу экшен-камеры довести не удастся. Это и понятно, производитель ограничен рамками небольшой коробочки, и без того напичканной электроникой и механикой. Самым распространенным размером матрицы стал формат 1/2,3 дюйма (примерно 0,43 дюйма). Такой же формат наиболее употребим и в компактных фотокамерах. Недостаток такого размера матрицы начинает проявляться при недостаточной освещенности, например в темное время суток или в плохо освещенном помещении. Появляющиеся шумы на картинке лишь частично могут компенсироваться программой шумоподавления. Полностью избавиться от них не удастся.

Вторым параметром матрицы является количество пикселов. Он напрямую влияет на разрешение кадра. Не стоит обращать внимание на маркетинговую уловку о важности огромных разрешений. Достаточно помнить, что съемка в формате Ultra HD или просто 4K (3840×2160 пикс.) требует всего лишь чуть более 8 Мпикс. Перемножьте сами. Тем не менее, в каких-то пределах рост числа пикселов может положительно сказаться на детализации результирующей картинки. Однако, это приводит к уменьшению физического размера пикселов и снижению светочувствительности матрицы. В качестве оптимального можно считать размер матрицы в 12-14 Мп.

Будьте внимательны. При описании разрешения матрицы, производитель может указать интерполированное значение. При этом физическое разрешение может оказаться гораздо меньше ожидаемого. Во время постобработки процессор увеличит изображение до нужного разрешения, а недостающие промежуточные пиксели будут дорисованы алгоритмом интерполяции. Такой подход весьма экономит издержки производства. Вам стоит знать о нем.

Немаловажным параметром матрицы является ее динамический диапазон. Он характеризует соотношение между наиболее ярким и наиболее темным участками изображения, в которых еще сохраняется различимая детализация. К сожалению, адаптационная способность современной фототехники к контрастным условиям освещенности не высока. Даже лучшие ее представители значительно уступают в этом человеку. Что тогда говорить о миниатюрных изделиях. Если зрению человека подвластен размах в 25-30 EV, то компактные экшен-камеры едва дотягивают до 6-8 EV. Здесь EV это условный шаг изменения количества света, приходящего к матрице, принятый в фотографии. За один такой шаг освещенность изменяется вдвое. Если производитель камеры не указал эту характеристику в описании, остается обратиться к сравнительному анализу фото- или видеоматериалов, уже отснятых кем-то на ту же модель. Найти их можно в интернете на форумах или в соц. сетях.

Влияние расширения динамического диапазона матрицы на изображение

Объектив

От качества исполнения оптических элементов объектива зависит уровень искажений, добавляемых ими в переносимую на матрицу картинку. Многие знатоки ставят объектив по важности даже выше матрицы. В дополнение к этому, чем большее количество света объектив способен через себя пропустить, тем легче матрице раскрыть все свои возможности. Речь идет о светосиле объектива. Это именно тот параметр, который позволяет снимать в темное время суток. Он имеет прямое отношение к диафрагме и обозначается так же, как и она, например, f/2,8. Чем меньше число под дробью, тем выше светосила объектива. В дорогих моделях экшен-камер ее величина доведена до f/2,0. Это очень хороший показатель.

Экшен-камера должна быть готова снимать мгновенно. Быстрая смена ракурса и изменение расстояния до объекта не должны влиять на резкость картинки. Поэтому производство экшен-камер ведется вообще без использования механизма наведения на резкость. Производители пользуются тем фактом, что при уменьшении фокусного расстояния линзы глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) повышается. Они просто доводят фокусное расстояние до такого минимума, при котором все предметы в поле видимости камеры находятся в резкости независимо от расстояния до них. Отпадает необходимость в механизме наведения, уменьшается вес камеры. Побочным эффектом такого решения становится увеличение угла обзора камеры, который в некоторых моделях достигает величины превышающей 200°. В большинстве же камер этот угол не выходит за переделы 170°, поскольку дальше начинаются слишком заметные пространственные искажения. Хотя камеры и умеют с ними бороться программно, однако результат может устраивать не всегда.

Сменный объектив экшен-камеры

У многих камер присутствует возможность поменять штатный объектив на объектив с другим углом обзора. Насколько широким должен быть угол обзора зависит от Ваших предпочтений. Если Вы решите широкоугольной экшен-камерой снять крупный план, скажем, взять интервью, и Вас не устраивает попадание в края кадра лишних объектов, Вы сможете обрезать их позже, на этапе постобработки видео. Только позаботьтесь, чтобы исходный материал был снят в заведомо большем разрешении.

Отдельно стоит упомянуть об экшен-камерах для съемки круговых панорам. В них присутствует два объектива по разным сторонам корпуса. Углы обзора объективов при этом взаимно перекрываются. Одновременно снимается сразу два видеоряда, а затем они сшиваются. Такие «игрушки» стоят немало.

Параметры записываемого файла

Еще совсем недавно видео с разрешением 1280×720 пикс. в формате 720p, так называемое HD, для домашнего просмотра или для социальных сетей считалось классикой жанра. Но постоянно растущие технические возможности воспроизводящей аппаратуры, заставляют записывающую технику поспевать за новыми стандартами. В обиход вошел формат Full HD или 1080p с разрешением 1920×1080 пикс. И уже активно стучится в дверь Ultra HD или 4K с разрешением 3480×2160 пикс. или близкими к этому вариациями. Все современные экшен-камеры безоговорочно поддерживают съемку в форматах HD и Full HD. Многие камеры, и среди них GoPro, с легкостью справляются и с 4K. Для обеспечения дальнейшего роста разрешений придется жертвовать размерами пиксела на матрице. Что ж, будем следить за развитием технологий.

Минимальная частота смены кадров видеопотока, принятая за стандарт, составляет 30 кадров/сек. Эта величина взята из системы аналогового цветного телевидения (NTFS), разработанной еще в 1953 г. Такой частоты достаточно для плавного восприятия видеопотока мозгом человека. Для увеличения плавности воспроизведения в видеокамерах реализована возможность регулировать частоту кадров съемки. В качестве стандартных выбраны частоты в 30, 60, 120 и 240 кадров/сек. Последние две укладывают кадры настолько густо, что даже при замедлении в несколько раз видео по-прежнему воспринимается плавно. Этот прием называется эффектом «Замедленного движения» или «Слоу Моушен» (Slow Motion) и часто применяется для достижения художественных целей или повышения эмоционального накала картинки. Далеко не любая камера сможет себе позволить съемку с высокой частотой кадров при большом разрешении картинки. Для этого требуется достаточно мощный процессор. На каких разрешениях можно использовать ту или иную частоту кадров смотрите в характеристиках камеры.

Эффект Slow Motion при съемке на экшен-камеру

За высокую скорость съемки приходится расплачиваться быстрым расходом места на носителе памяти. Из этого есть два выхода: снижать частоту следования кадров или повышать степень сжатия информации. Второй способ подразумевает процессорную обработку видеокартинки в сторону ее упрощения по определенному алгоритму в процессе съемки. При этом алгоритм должен уложиться в определенный битрейт - цифровой показатель размера памяти, отводимого для сохранения одной секунды видеопотока. Он измеряется в Мбит/сек. и может существенно влиять на размер результирующего файла.

Процессор

Обработка видеокадров в памяти камеры весьма ресурсоемкая задача, для которой требуется производительный процессор. Он должен справляться с видеопотоком поступающим от матрицы, а также обеспечивать взаимодействие между всеми компонентами камеры. Флагманами отрасли в данное время считаются процессоры компании Ambarella. Это экономичные и мощные процессоры, используемые во многих современных камерах. Впечатляет также появившийся недавно процессор GP1, сопровождающий камеру GoPro HERO 6.

Максимальный объём и скорость записи карты памяти

Если Ваша камера настолько быстра, что способна обрабатывать потоки видеоданных высокой плотности, то и карта памяти должна соответствовать такой бурной скорости. К тому же, чем выше разрешение кадра и битрейт файла, тем больше потребуется места в памяти для записи информации одной и той же протяженности. Например, камера GoPro HERO 6 способна обеспечить запись файла с битрейтом до 78 Мб/сек. Обеспечить такую высокую скорость записи может далеко не каждая карта памяти. Среди карт SD такой скоростью могут похвастаться лишь карты с классами скорости SDXC I, SDHC II и SDXC II (104 МБ/сек., 156 МБ/сек. и 312 МБ/сек. соответственно).

Не приходится объяснять, что много объема памяти не бывает. Все упирается в максимальный поддерживаемый камерой объем подключаемой карты памяти. А также в размер Вашего кошелька, ведь карты большого объема удовольствие не их дешевых.

Уровень защищенности

Высокая степень защиты от агрессивных внешних факторов для экшен-камер особенно важна. Она включает в себя несколько барьеров. Самым важным можно считать ударопрочность и защита от тряски. Еще бы, езда на горном велосипеде, бег, прыжки, падения - все то, что любят экстремалы, все это подвергает экшен-камеру большим динамическим нагрузкам. Добавьте к этому пыль и грязь - вечные спутники любой, даже не очень активной, прогулки, и возникнет необходимость в пылезащищенности корпуса. Если в характеристиках вашей камеры степень защиты начинается с IP6, например IP67 или IP68, можете быть спокойны - первая цифра указывает на пылезащиту и шестерка здесь соответствует полной непроницаемости.

Подводная съемка с помощью экшен-камеры

Почти каждая камера защищена от водных брызг, а некоторые от погружения под воду. Вторая цифра в стандарте IP означает влагозащиту. Скажем, соответствие стандарту IP68 защищает камеру от продолжительного погружения в воду, а IP67 не рекомендует погружать дольше указанного времени. С защитой IP66 можно снимать возле бурной воды, не боясь ее динамичного попадания на камеру. Стандарты IP64 и IP65 уберегут вашу малютку соответственно от водных брызг или струй. Дополнительно и надежно камеру может защитить подводный бокс. С ним погружения под воду станут гораздо безопаснее. К сожалению, бокс заглушает звук, идущий к микрофону, но это уже издержки, и придираться к ним не стоит.

Стабилизация изображения

Существует две технологии стабилизации картинки при съемке с рук, которые могут работать и в связке. Для их реализации требуется наличие в камере датчика Холла (датчик положения в пространстве). Самой лучшей считается компенсация собственных малых отклонений или дрожаний камеры путем механического смещения элементов объектива в противоположную сторону с помощью электропривода. Она применяется на дорогих моделях камер и называется оптической стабилизацией.

Принцип оптической стабилизации изображения

Бюджетные модели чаще снабжаются системой программной стабилизации, при которой компенсирующее смещение получает не линза объектива, а та область на матрице, куда проецируется картинка. Для работы этого способа необходимо, чтобы матрица имела некоторый запас по размеру, в пределах которого и будет смещаться изображение. Качество такой стабилизации во многом зависит от программного алгоритма, заданного инженерами компании производителя.

Дополнить встроенную в камеру функцию стабилизации можно посредством прикрепления ее к стедикаму - внешней системе стабилизации, приобретаемой в качестве аксессуара.

Использование стедикама с экшен-камерой

Наличие дисплея

Малые размеры экшен-камер ставят производителей перед сложным выбором между удобством и габаритами. Некоторые модели экшен-камер вовсе лишены дисплея, пожертвовав им в пользу миниатюризации и ради экономии батареи, ведь экран в ряду потребителей энергии стоит не на последнем месте. Настройка параметров съемки в таких камерах осуществляется посредством иных средств, например с помощью подключаемого модуля или через связь с экраном вашего смартфона. Благо, настраивать приходится не так часто, ведь отсутствие необходимости настройки экспозиции позволяет камере работать в режиме «включил и снимай».

Бокс с поворотным ЖК-экраном для камеры Sony

Тем не менее, присутствие экрана добавляет камере немало баллов при оценке удобства пользования. Поэтому на топовых моделях экран все же есть. Где-то используется монохромный, а где-то полноценный цветной сенсорный, который можно использовать и в качестве видоискателя. При выборе камеры не забывайте, что использование дисплея значительно ускоряет разрядку аккумулятора.

Дистанционное управление

Возможность управлять камерой на расстоянии с помощью пульта ДУ, безусловно, расширяет Ваши возможности. Установив камеру в удобном месте и настроив ракурс, Вы можете снимать какой-либо сюжет, требующий временных задержек, не утруждая себя необходимостью регулярно подбегать к устройству, чтобы остановить/возобновить съемку, рискуя при этом сбить ракурс.

Виды креплений

Поскольку экшен-камеры предназначены для экстремальной съемки, у снимающего не всегда есть возможность держать камеру в руках. Поэтому за время своего существования экшен-камеры успели обзавестись большим количеством аксессуаров для прикрепления к всевозможным поверхностям - на шлем, на руль велосипеда, на монопод, непосредственно на какую-либо часть тела - руку, плечо, грудь, голову. Есть даже узлы, рассчитанные на крепление к сноуборду, корпусу автомобиля и много чему еще.

Набор креплений для экшен-камеры

Некоторые производители не скупятся комплектовать свои камеры с богатым набором узлов крепления. Для тех моделей, которым не так повезло с комплектацией, узлы крепления придется покупать отдельно. Многие производители делают свои камеры совместимыми с тем же стандартом креплений, что предлагает нынешний флагман индустрии, компания GoPro.

Форм-фактор корпуса

Наиболее часто встречаемой формой корпуса экшен-камеры является параллелепипед. К ней прибегают из-за ее технологичности. Но есть условия съемки, например быстрая езда, которые требуют от камеры большей обтекаемости. В таких случаях Вас выручат камеры сферической или цилиндрической формы. При выборе формы корпуса камеры ориентируйтесь на будущие условия съемки и на собственные предпочтения.

Форм-факторы экшен-камер

Интерфейсы передачи данных

Как правило, камеры снабжены двумя разъемами: USB (для общения с компьютером и подзарядки) и HDMI (для передачи видеосигнала другим устройствам, например, телевизору или проектору). Кроме этого для общения с внешним миром предусмотрены беспроводные интерфейсы Wi-Fi, Bluetooth, NFC или несколько сразу. Они помогут подключить внешний аксессуар, скажем, пульт дистанционного управления, передать данные на другое устройство и т.д.

Интерфейсные разъемы экшен-камеры Sony

Датчики

Уже давно стало нормой снабжать фото- и видеозаписывающие устройства датчиками глобального позиционирования - GPS или ГЛОНАСС, с помощью которых можно фиксировать глобальные координаты съемки непосредственно в файле. В некоторых случаях эта информация может оказаться полезной.

Наличие G-сенсора делает Вашу экшен-камеру еще и полноценным видеорегистратором, способным реагировать на начало аварии и блокировать от стирания записываемые в этот момент данные. GPS-датчик, при этом, укажет точные координаты происшествия.

Многие современные экшен-камеры могут отмечать изменение своего положения, регистрировать внешнее движение, измерять скорость своего перемещения, реагировать на изменение освещенности и многое другое. Несмотря на свою компактность, они по праву могут называться высокоинтеллектуальными устройствами.

Длительность автономной работы

Как правило, своего миниатюрного аккумулятора экшен-камерам хватает на 1-1,5 часа работы. Поэтому настоятельно рекомендуется иметь в арсенале пауэр-банк достаточной емкости, чтобы не попасть впросак, снимая яркие моменты.

Надеюсь, эта статья окажется полезным дополнением к имеющимся у Вас познаниям в области экшен-съемки и поможет сделать правильный выбор. Удачной Вам покупки и незабываемых кадров.

Еще из блога

Товары по теме